Деревянные культовые здания

Церковь Казанской иконы Божией Матери (с. Лейпциг, Варненский район) – это самая старя из сохранившихся деревянных культовых зданий в Челябинской области. Церковь была построена в 1874 году мастерами из Нижнего Новгорода и Пскова. Здание имело «кораблёвый» план, включающий колокольню, трапезную, основной объём и алтарь. Цоколь был выполнен из камня-плитняка. Храм перекрыт четырёхскатной крышей с крупной луковичной главкой на гранёном барабане в центре. Барабан декорирован колонками по углам и накладными полуциркулярными арочками между ними. С севера и юга были двери с арочным завершением, а в верхней части – по три больших арочных окна с каминной решёткой. На всех окнах храма – узкие простые наличники. Колокольня состояла из двух четвериков, восьмерика и шатра с луковкой на высоком барабане. По основанию шатра были расположены небольшие окна с кокошниками, переходящие в проёмы звона (восьмерика). Углы колокольни и всех остальных объёмов церкви декорированы имитацией колонок, напоминающих о стилем классицизма. Карнизы тоже имели сложный профиль. В настоящее время церковь находится в заброшенном состоянии.

 

Церковь Петропавловская (п. Неплюевка, Карталинский район). Храм построен в 1885 г. на высоком цоколе из бутового камня на берегу реки на обширной площади. К храму примыкают равные по высоте и ширине небольшие апсида и трапезная. Замыкает композицию с запада двухъярусная колокольня, построенная, как восьмерик на четверике. Центральный объём храма покрыт четырёхскатной крышей и завершается восьмигранным световым барабаном, увенчанным луковичной главой. Колокольня завершается шатром с луковичной главой на барабане, причем килевидные окна верхнего яруса колокольни врезаются в основание венчающего шатра. Окна фасадов с полуциркулярным завершением имеют строгий наличник, выкрашенный белой краской. Перед входами в храм устроены высокие крылечки, покрытые козырьком.

 

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Катав-Ивановский район, с. Тюлюк). Центр села Тюлюк украшен необычайной по красоте деревянной православной церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, она была возведена еще в 1890 году. Строительство 1-этажного здания из лиственницы (без единого гвоздя, с креплением «в замок») около 2 лет вели опытные мастеровые Катавского и Юрюзанского заводов (по другим данным, специалисты из Костромы). Первая церковная служба прошла 9 января 1894 года, а освящение церкви было в 1896 году в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь посещали не только жители села Тюлюк, но и ближайших деревень. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы — деревянная церковь с элементами древнерусского зодчества.

 

Церковь Дионисиевская (с. Муратовка, Ашинский район) - сравнительно поздний образец деревянной зодчества конца XIX века. Церковь построена по типовому проекту, опубликована под № 22 в «Атласе для руководства церковными постройками в селениях», издательство Святейшим синодом. План церкви — «кораблевый», трёх ярусную шатровую колокольню и храм завершают два главки-маковицы. Здание рублено из бревен, обшито тесом, поставлено на каменный фундамент. В декоративном убранстве сочетаются элементы русского стиля, классицизма и модерна. Особенность Дионисиевской церкви - связь её облика со многими православными храмами Башкирии: 2-слойная 4-скатная кровля, своеобразные восьмерики-колокольни, преобладание формы треугольника в наличниках окон 1 -го яруса. Церковь находится в заброшенном состоянии.

 

Мечеть (Аргаяшский район, с. Кулуево, ул. Советская, 3) – единственный пример мусульманского деревянного культового здания, построенного в дореволюционный период и сохранившегося до наших дней. Точная дата создания неизвестна — по разным данным, построена она в 1860 г. или 1902 г. Утверждается, что Кулуевскую мечеть строили на одном и том же месте три раза. Первое здание возводилось еще легендарным Кулуй-кантоном, тогда же при нем открыто медресе, где дети не только получали образование, но и учились различным ремеслам. Сохранившееся здание построено при последнем российском царе Николае II на добровольные пожертвования прихожан, все кулуевцы тогда помогали в строительстве чем могли. Нет у мечети и собственного названия, только номер среди прочих мусульманских религиозных организаций области — 125. Мечеть деревянная на бутовом фундаменте с многоскатной крышей, покрытой металлической кровлей. Композиционное решение традиционно для мечети: небольшой в объёме притвор перед храмовой частью с возвышающимся над ним невысоким минаретом; храмовая часть одноэтажная, восьмигранная в плане; выступающий объём михраба. Основной, традиционный в исламе, зелёный цвет здания с небольшими вставками голубого, формирует цветовое решение.

 

Церковь Рождества Христова (Кизильский район, п. Кацбах. Строительство Христорождественской церкви началось в 1893 году (по другим данным, в 1898 г.). На месте, где сегодня стоит храм, был лиственный лес, который вырубили для постройки церкви и первых домов. Поселок-крепость первоначально был заселен калмыцкими казаками, на их пожертвования и строили храм. Место для церкви выбиралось, с одной стороны, просматриваемое со всех окраин поселка, с другой стороны — рядом с колодцем, одним из двух источников питьевой воды. Церковь была освящена в 1904 году в честь Рождества Христова. Колокола для Христо-Рождественского храма были отлиты особенным способом, который делал колокольный набат очень звучным, слышным далеко в степи. Еще при Екатерине II зодчие Петербурга разработали проект церкви, «деревянной на каменном фундаменте, полагаемой к постройке по Оренбургской линии» (поселок Кацбахский изначально был одной из крепостей Оренбургской губернии). Однопрестольная церковь решена в формах двухсветного одноглавого четверика с трапезной и шатровой колокольней, храмовый столп в форме восьмерика на четверике. Колокольня надстроена над притвором. Лиственный сруб, обшитый тесом, выполнен без единого гвоздя. В наши дни церковь сохранила свой первоначальный облик со времени постройки.

 

Церковь в Варшавке (Карталинский район, пос. Варшавка). Свято-Покровская церковь была и остается главным украшением небольшого села Варшавка и самым посещаемым храмом Карталинского района. Согласно архивным документам, строительство храма началось с 1905 года. Лес (сосну) возили из-под Анненска, из «Красивого колка». Строили местные плотники, а деньги собирали со всего населения. Руководил всем атаман, помогали писарь и казначей. Население, в основном, было бедное, но были и зажиточные семьи. Так основную заботу о постройке церкви, и основные средства вложил Брезгулевский Пётр Иванович. Он имел лавку. Сеяли и убирали ему хлеб наёмные крестьяне, детей у него не было. Старожилы его хвалили за доброту, давал денег в долг и часто не требовал назад. Похоронен Брезгулевский П.И. у церкви. Красили церковь братья Колесовы: Тихон Иванович и Михаил Иванович. Торжественная церемония освящения готовой церкви прошла 14 октября 1911 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С этого дня престольный праздник главным событием Варшавской станицы.

 

Церковь Свято-Троицкая (г. Златоуст). Свято-Никольская единоверческая кладбищенская церковь и Женская единоверческая община во имя иконы Тихвинской Божьей Матери - описание на 1923 год: «Здание храма деревянное, не оштукатуренное с железной крышей окрашенной зеленой краской, один этаж, 16 окон (10 окон с двойными рамами с решетками), три двери деревянные. Семь глав и одна глава на домовой церкви. Главы покрыты белым золоченым порожком. Крестов на главах семь прорезные железные, паперть закрытая деревянная. Год постройки – 1915 год, последний ремонт в 1916 году, перестройки не было. Колокольня деревянная трехярусная, 4 колокола медных, три колокола стальных, год постройки колокольни – 1916 год. Ограды нет, земли под церковью 58 десятин. При церкви один служебный дом для священника. Роспись храма новая, состояние хорошее надписей нет, клирос деревянный. Решетка алтаря деревянная. Иконостас столярной работы, деревянный, окрашен бело-голубой краской не золоченый, трехярусный длиной 16 аршин, высотой 7 аршин, изготовлен в 1916 году. Количество икон – 31. Три иконы в ризах посеребренных, одна икона с бисером. Две иконы в деревянном киоте, 9 икон в алтаре, 42 иконы в храме, отдельно медных икон в храме – 21, на паперти – 18, стоящие иконы – 2. Богослужебных книг – 78, 6 певчих-любителей.»

 

По материалам книги «Православные храмы Челябинской области», 2008 г.

 

Вернуться к списку